Сторителлинг/драматургия, Людмила Сарычева

Сторителлинг/драматургия, Людмила Сарычева

Сделал конспект советов Людмилы Сарычевой: построение конфликта, конструирование примеров и работа со структурой.

#конфликт

Конфликт — это центр и движущая сила истории. На конфликте завязаны действия героев, поэтому к нему приковано внимание читателя.

#интервью

Когда вы берёте интервью, у вас есть живой герой. Чтобы интервью получилось, вам нужно раскрыть его конфликт:

Внутренний. Человек борется с самим собой: собственные ожидания, устои, принципы, желания и моральные нормы.

Межличностный. Человек борется с окружающими людьми: чужие ожидания, устои, принципы, желания и моральные нормы.

Внешний. Человек борется с обстоятельствами или группой людей: стереотипы, государственные органы, конкуренты.

#опыт

Рассказ о том, как человек что-то сделал: неопытный → процесс → опытный.

Нужно подробно рассказать о процессе и направить внимание на финал:
— как человек совершал ошибки;
— как с ними справлялся;
— получилось ли у него;
— какой урок вынес.

#обзор

Если в статье нет главного героя, нужно придумать конфликт:
— общепринятого с неизвестным;
— стереотипов с новыми взглядами;
— избытка с недостатком;
— просвещения с невежеством;
— безопасности с риском.

Придумывать конфликт необязательно, но поставленный конфликт в начале статьи создаст дополнительную мотивацию прочитать статью.

#пример

Сложные моменты в статье проще всего объяснить с помощью примеров.

Пример — это образы, которые помогают понять теорию (люди, объекты, организации, продукты). Лучше брать примеры из реальной жизни, но их можно и конструировать самостоятельно.

Если протянуть одни образы через всю статью, то получится полноценная история, которая хорошо дополняет теорию, поэтому её легче понять и запомнить.

Иногда история или пример не нужны, в таких случаях подойдёт единичный образ.

Как использовать примеры:

Не примерять ситуацию на читателя. Лучше не использовать обращения на «вы» и формулировки «допустим, вы открываете компанию».

Помогать читателю узнать себя. Нереальные и яркие образы отвлекают и отстраняют, поэтому лучше подойдут более реальные.

Не перегружать деталями. Пример помогает понять читателю теорию, не нужно пытаться использовать их для реализации творческого потенциала.

Не объяснять слишком простое. Сложное — показать, простое — рассказать.